Как восстановить свидетельство о расторжении брака

Свидетельство, подтверждающее прекращение супружеских отношений выдается каждому из экс-супругов. Нигде не предусмотрено хранения его оригинала, но в имеющемся в каждом ЗАГСе специальном реестре делается соответствующая запись. Данный реестр обязаны хранить в учреждении не меньше ста лет.

По прошествии этого времени документ передается в архив, где он сохраняется на протяжении неограниченного количества времени. Что облегчает процедуру восстановления свидетельства о расторжении брака, в случае его утери.

Для чего и как следует восстановить свидетельство о расторжении брака

В жизни иногда возникают такие ситуации, когда отсутствие свидетельства, удостоверяющего прекращение брачных отношений, не позволяет осуществить целый ряд действий. Чаще всего именно необходимость их проведения приводит к тому, что обнаруживается утеря этого немаловажного документа. А значит ребром встает вопрос о его восстановлении.

Вот только некоторые из упомянутых выше действий:

  • При регистрации новых брачных отношений.
  • При необходимости получить подтверждение о наличии образования. Этот пункт касается в основном женщин, которые при вступлении в брак сменили фамилию, а после развода вернули девичью. Ведь если свидетельство об образовании выдавалось в период замужества, то в нем указывалась фамилия мужа.
  • При различии фамилий у родителя и ребенка, с которым он проживает. И тут опять же речь идет о женщинах.

Куда и как обратиться для восстановления свидетельства о расторжении брака при утере

Жизненные реалии таковы, что может возникнуть большое количество ситуаций, способствующих утере свидетельства о разводе:

  • Пожар.
  • Стихийное бедствие.
  • Кража.
  • Элементарная человеческая рассеянность.

Это неприятный нюанс, но при этом не тот, по поводу которого следует паниковать. Ведь для восстановления этого документа достаточно обратиться к работникам отделения ЗАГСа. При этом даже необязательно это делать одному из экс-супругов, это может быть сделано и доверенным лицом. Правда, для этого у него должна быть нотариально заверенная доверенность. Без наличия такого документа восстановить свидетельство о разводе не получится даже в том случае, если за этим обратятся дочь или сын заявителя.

Как подать заявление на восстановление утерянного свидетельства о расторжении брака

С заявлением об оформлении и выдаче дубликата с документа, свидетельствующего о расторжении брака, могут обратиться следующие люди:

  • Любой из экс-супругов.
  • Имеющий соответствующие документы, представитель заявителя.
  • Прямой родственник, если один из супругов скончался.
  • Опекун, при признании недееспособности кого-то из бывших супругов.

В заявлении должны обязательно присутствовать такие данные:

  • Полное официальное наименование государственного органа, в который подается заявление.
  • Полный набор паспортных данных по каждому из разведенных.
  • Название организации, в которой оформлялось прекращение супружеских отношений.

Заявление должно сопровождаться следующими документами:

  • Финансовый документ, подтверждающий оплату государственной пошлины.
  • Копии тех страниц паспорта, на которых ставится штамп, подтверждающий факт расторжения брака.
  • Вердикт суда.

Как восстановить свидетельство о расторжении брака

Подавая все необходимые документы, надо понимать, что восстановление документа — процесс довольно сложный, а потому на это понадобиться некоторое количество времени. Для ускорения следует заявление подавать именно в тот ЗАГС, где изначально выдавалось свидетельство о расторжении брака. Тогда нужный документ может быть получен даже в день подачи заявления.

В тех случаях, когда местом жителя заявителя является не тот город, в котором было выдано свидетельство, он может свою просьбу отправить, воспользовавшись услугами почтовой связи. Отправной точкой для определения срока получения при таком раскладе будут отсчитывать с того дня, когда дубликат поступил на адрес ЗАГСа, расположенного по новому месту проживания заявителя.

Можно ли получить свидетельство о разводе не там, где оформлялось расторжение брака?

Несколько выше мы уже говорили, что для получения свидетельства о разводе достаточно обратиться в любое отделение ЗАГСа, которое расположено рядом с местом жительства человека. То есть обращение в то учреждение, где было зафиксировано прекращение брачных отношений вовсе не является обязательным требованием. Обладая информацией о паспортных данных бывшей супруги на то время, когда был заключен брак, можно без проблем восстановить свидетельство о его расторжении.

Какие требуются документы для получения дубликата свидетельства о разводе

Чтобы у заявителя не возникло проблем с получением нового свидетельства о разводе, ему следует обратиться с заявлением, составленным в произвольной форме, в ЗАГС. В нем должны быть указана фамилия, имя и отчество супруга, которые он носил на момент прекращения брачных отношений. Помимо этого, указываются полное название и месторасположение учреждения, в котором было оформлено расторжение семейных отношений.

Если расторгается брак, при заключении которого еще существовал Советский союз, то не исключена возможность необходимости конкретизации некоторых фактов, имеющих отношение к месту расположения подразделения ЗАГСа. Скорее всего, нужно будет поднимать архивные записи, а значит, у заявителя появится новая дополнительная статья расходов.

Что делать, если брак заключался не на территории России

Распад СССР привел к тому, что у некоторых граждан появились проблемы не только материального плана, но и территориального. Огромное государство распалось и многие граждане, только что бывшие гражданами одной страны, вдруг оказались разделены границами.

Это ни в коей мере не коснулось молодого поколения, однако люди, разорвавшие семейные узы в одной из бывших союзных республик, сталкиваются с определенными трудностями при необходимости восстановления утерянного документа.

Приходится искать родственника либо хорошего знакомого, проживающего в этой, теперь зарубежной стране, и посылать ему доверенность на получение дубликата. А доверительный документ должен быть заверен в консульстве этого государства.

При отсутствии за рубежом родственников или людей, которым можно доверить выполнение этой операции, можно поручить это дело нотариусу. В этом случае все будет осуществляться через консульский отдел. И именно туда придется явиться для получения вожделенного документа.

Как следует поступать, если не сохранилось никаких данных

Заявителю придется обращаться в архив при следующем стечении обстоятельств:

  • Нет информации об имени и фамилии экс-супруга на момент разрыва отношений.
  • Утерян паспорт, в котором имелась отметка о разводе.
  • Второй супруг категорически не желает способствовать восстановлению памяти.

Если работникам ЗАГСа не предоставляется информация о фамилии, которую носили супруги во время окончания брачных отношений, то у них практически полностью отсутствует возможность разрешить эту проблему. Тогда как у архивариусов возможностей для этого существенно больше.

Возможно ли получение свидетельства о разводе посредством почты

Иногда гражданин, нуждающийся в получении нового свидетельства о разводе, проживает за границей. Или он живет в России, но обстоятельства не позволяют ему лично прийти за нужным документом. В таких случаях оптимальный вариант — использование посредников. Которые получат свидетельство и сами его отдадут получателю из рук в руки.

Почему именно так? По той простой причине, что свидетельство о разводе — документ строгой отчетности. А потому на почте его просто не примут для пересылки. Услугами этой организации можно воспользоваться только для подачи заявления на получение дубликата свидетельства.

Налагается ли штраф за утерю свидетельства о разводе?

Действующим сегодня законодательством не предусматривается наложение штрафных санкций за утерю свидетельства о разводе. При этом не имеет значения, потерял ли его владелец, или оно было каким-то образом испорчено.

Гражданин может без опасений обращаться с заявлением, содержащим просьбу о восстановлении пропавшего документа в отделение ЗАГСа. Правда, это не означает, что заявитель не понесет никаких расходов. Выдала копии оплачивается в виде госпошлины. Ее размер идентичен тому, что был выплачен при получении первого экземпляра.

На сегодняшний день эта сумма может колебаться от трехсот пятидесяти до четырехсот рублей. В придачу к этому придется определенную сумма за услуги нотариуса, оформившего доверенность. Если же все делалось через консульский отдел, то понадобится оплата услуг его сотрудников.

Похожие статьи

Похожие публикации